Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Мнение о том, что краба много, не соответствует реальному положению дел

Фильтры

Регион

Новости

Мнение о том, что краба много, не соответствует реальному положению дел

Интервью директора ФГУП "КамчатНИРО" С.Г.Коростелева газете "Камчатский край"

-Сергей Георгиевич, в прошлом году на Дальнем Востоке отмечен рекордный подход лосося. Некоторые специалисты считают, что этот на первый взгляд благоприятный процесс вызван глобальным потеплением, что чревато негативными последствиями в ближайшей перспективе. Согласны ли вы с этим?

- Что касается глобального потепления, здесь единого мнения нет. Я и мои коллеги по институту считаем, что рекордный подход лосося был вызван удачным стечением многих факторов. Несколько лет значительно росло заполнение нерестилищ на северо-востоке Камчатки. Три цикла подряд на нерест приходило по 40-60 млн производителей горбуши. Это позволило сформировать очень многочисленное поколение, которое попало в достаточно благоприятные условия в морской период нагула.

- Каких уловов ждать рыбакам в следующем году?

- Сейчас прогноз готовится. Цифры будут названы во второй половине января. Мы настроены оптимистично. Прогнозируемые объемы останутся на среднем уровне последних лет. Будем ориентировать промышленность на 100 тысяч тонн горбуши, как минимум. Поскольку год будет нечетным, то практически весь этот объем придется на северо-восток Камчатки.

- Когда говорим о высоких подходах лосося, то имеем в виду, в основном, горбушу. А что происходит с другими, более ценными видами? Например, сколько в этом году в Курильское озеро зашло производителей озерновской нерки?

- 1 млн 200 тысяч производителей. Оптимальным считается количество между одним и двумя миллионами, что обеспечивает расширенное воспроизводство озерновской нерки. Большее количество нежелательно. Когда в 2007 году в Курильское озеро зашло 6 млн производителей, это вызвало дефицит кормовой базы для ее молоди.

- В 2010 году Командорские острова недобрали нерку. Насколько справедливо мнение, что причина тому – дрифтерный промысел?

- Это возможно. Японский дрифтерный флот был сосредоточен на юге Карагинской подзоны, российский - на севере Петропавловск-Командорской подзоны. То есть, основная часть нерки, которая шла на Командорские острова, по всей видимости могла стать объектом дрифтерного промысла.

- Может ли отраслевая наука повлиять на дрифтерный флот в части расположения судов, чтобы не допустить подобной ситуации?

- Может и должна. Необходимо регулировать работу флота правилами рыболовства по срокам и районам. Мы этот вопрос прорабатываем.

- До конкурсов 2008 года на реках было больше пользователей. У одной компании могло быть всего по 2-3 участка. Однако тогда каждый участок работал, давал налоги, рабочие места. Два года назад на реках остались считанные компании, но с гораздо большим количеством участков в одних руках. Пользователь уже может выбирать, на каких из них работать. В итоге часть «малопродуктивных» участков не используется. Считаете ли вы это более эффективной организацией промысла?

- Я здесь проблемы не вижу. Главное, что допустимый улов освоен. А на каких именно участках это сделано, разницы нет. Их продуктивность зависит от многих факторов. Зачем заставлять рыбаков работать на тех участках, где промысел более затратный и менее эффективный?

- В 2010 году «Газфлот» планировал провести сейсморазведку на лицензионных участках Западно-Камчатского шельфа. Участвовали ли сотрудники вашего института в этой экспедиции в качестве наблюдателей?

- Сейсморазведка проведена. Были запланированы работы по оценке степени ее воздействия на водные биоресурсы. Мы долго добивались того, чтобы эту работу поручили нам. Но организатор экспедиции привлек к ней другой институт – МагаданНИРО, который предложил меньшую цену на свои услуги. Отчета наших коллег мы пока не видели.

- В 2009 году приказом Росрыболовства объекты промысла были разделены на «ОДУемые» (на них устанавливается общий допустимый улов) и «неОДУемые». Насколько удачной оказалась эта идея?

- Это позволило оперативно решать вопросы увеличения рекомендуемого улова лосося, что раньше занимало недели и месяцы. Ряд объектов, которые не отличались большим освоением, были неплохо освоены, когда разрешили ловить их без ОДУ. Например, макрурус. С другой стороны, этим воспользовались недобросовестные компании. Так, под видом промысла наваги, на которую ОДУ снят, ловили минтай. Поэтому было решено вернуть общий допустимый улов на некоторые объекты, в частности навагу и камбалу.

- Как вы относитесь к инициативе Ассоциации добытчиков краба отменить пункты правил рыболовства, которые запрещают вывозить за рубеж из исключительной экономзоны России крабы в живом, свежем, охлажденном виде?

- С точки зрения биологии нет разницы, в каком виде краб экспортируется. Это чисто экономический вопрос. Живой краб вдвое дороже, поэтому рыбаки выступают с такими инициативами. Да, существует проблема вывоза большого количества краба в живом виде браконьерами. Ее должны решать структуры, которые осуществляют контроль и надзор за морским промыслом.

- Реальные поставки крабов из России за рубеж превышают допустимые уловы в 3-4 раза. Если количество ресурса позволяет ловить в таких больших объемах, почему вы устанавливаете на него низкие общие допустимые уловы?

- Мнение о том, что краба много, не соответствует реальному положению дел. Его запасы катастрофически снизились. Еще недавно официально добывалось по 20-30 тысяч тонн краба каждый год, плюс браконьерский промысел. Сегодня такой вылов невозможен. Действительно за небольшой период можно добыть большое количество краба, уничтожив его запасы и лишив себя работы в будущем. Не думаю, что законопослушные компании, которые планируют свой бизнес на годы вперед, хотят этого.

- С недавних пор научные институты вынуждены уничтожать уловы, которые добыты в рамках научных квот, что, мягко говоря, не по-хозяйски. Весной А. Крайний заявил, что эти уловы все-таки будут подлежать реализации. Решен ли этот вопрос?

- Соответствующая поправка внесена в проект новой редакции федерального закона о рыболовстве. Он обсуждается в Госдуме. Сегодня отраслевой науке не выделяются квоты в больших объемах, как раньше. Это и не нужно, так как мы теперь получаем достаточное финансирование. Но и те квоты, что есть, можно использовать более рационально: перерабатывать уловы, продавать, компенсируя затраты на морские экспедиции. Но не институты должны этим заниматься. Договор на подобные работы необходимо заключать по итогам конкурсов, аукционов.

- Но пока вы продолжаете выбрасывать выловленный биоресурс?

- Я бы сказал, мы его отпускаем.

Источник: Пресс-служба КамчатНИРО

Также в разделе

Комментарии (0)